Географическое положение и историческая справка города Борисоглебска

Борисоглебский район, основанный в 1928 году, расположен на востоке Воронежской области. С севера район граничит с Тамбовской, а с востока с Саратовской областями.
Административный центр района - г. Борисоглебск.
Несмотря на значительную удаленность от областного центра, район характеризуется достаточно выгодным транспортно-географическим положением: с запада на восток его пересекает автомагистраль федерального значения Москва-Воронеж-Саратов; с севера на юг автострада - Москва-Тамбов-Волгоград. Через западную часть района проходит железная дорога Москва-Липецк-Волгоград. Находящийся недалеко железнодорожный узел Поворино - один из крупнейших на дороге. Здесь пересекаются пути грузов, идущих из г.Лиски на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию и из Москвы на Волгоград.
На территории района присутствуют характерные для всей Воронежской области полезные ископаемые: глины, легкоплавкие суглинки. Все эти ПИ идеально подходят для производства строительных материалов по новейшим технологиям. Кроме того, существует источник высокоминерализованной хлоридно-натриевой воды. По территории района протекает река Хопер и ее приток - река Ворона.

Мемориал памяти жителям Борисоглебска. Часовня.

Экологическая обстановка в районе за последние годы улучшилась. Это связано не столько с сокращением производства, сколько с усовершенствованием процессов очистки производственных отходов, а также реконструкцией старых установок очистки вредных веществ. Климат умеренный континентальный, благоприятный для отдыха и лечения.
Как большая ладья, бросившая якорь в гавани на слиянии рек Вороны и Хопра, раскинулся Борисоглебск в юго-восточной части Окско-Донской равнины, у самого Теллермановского леса.
Борисоглебск интересен своей историей. Ведь не каждый город может похвастаться тем, что дважды отмечал свое 300-летие. По вопросу о достоверной дате заложения города Борисоглебска существовало достаточно много различных точек зрения.
До 60-х годов нашего века официальной датой считался 1645 год, в который возник город Борисоглебск, как сторожевой форпост на границе Московского государства. И 30 декабря 1945 года, в год победы над фашистской Германией, состоялось празднование 300-летия Борисоглебска. Но, после проведения многочисленных исследований архивных документов, ученые пришли к выводу, что весной 1698 года к празднику святых Бориса и Глеба согласно указа Петра 1 на слиянии рек Вороны и Хопра была заложена крепость, которая стала именоваться Ново-Павловской. В 1704 году по повелению Государя была построена соборная церковь, названная в честь святых. И крепость была переименована в город Борисоглебск, а в мае 1998 года состоялись торжества по поводу 300-летия города Борисоглебска, в которых активное участие принимали жители города и многочисленные гости.

Никольская церковь.

Летом того же года Борисоглебск был удостоен чести принимать на своей земле Олимпийский огонь Первых Всемирных юношеских игр.
Торгово-экономические отношения Ново-Павловского городка с другими регионами России складывались успешно. Здесь образовался так называемый перекресток торговых отношений между севером, югом, западом и востоком.
Юг - фрукты и овощи (Северный Кавказ, Средняя Азия), скот (Астраханские и Волгоградские степи), хлеб (Краснодарский край и Ростовская область).
Север - по рекам сплавляли лес, продукция мануфактур.
Восток - товары Индии (ткани - шелк, пряности, фрукты), Китая (бумага, тростниковый сахар), Урал - продукция металлургических заводов.
Близость Астраханского шляха связывала Ново-Павловскую крепость с Москвой, Нижним Поволжьем, землями Войска Донского. Хоперская дорога, которая в 17- начале 18 вв. была весьма оживленной и пролегала между реками Хопер и Ворона, связывала Борисоглебский край с казачьими городками и станицами. Торговые люди беспошлинно возили по этим дорогам товары, что способствовало экономическому становлению края.
В середине 18 века Борисоглебск превращается в торговый и ремесленный город - значительный пункт по закупке и сбыту хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственного производства. По проходившему рядом Астраханскому тракту купцы везли различные товары в первопрестольную. Водным путем город был связан с портами Азовского и Черного морей, куда ежегодно отправлялись баржи с хлебом, ржаной мукой, овсом, а также лесом. Особенно оживился хлебный рынок после крестьянской реформы 1861 года. Через Ростов и Таганрог сельско-хозяйственные продукты вывозили за границу. Главными предметами сухопутной торговли были пшеница, шерсть, кожа, скот. Пшеницу, скупаемую в помещичьих экономиях уезда, перерабатывали в крупчатую муку на мельницах Борисоглебска и отправляли на север - в Тамбов, Елец, Москву и другие города. В середине века на мойках Борисоглебска ежегодно перемывалось до 30000 пудов шерсти, которая затем шла на фабрики солдатских сукон в Тамбовскую губернию, в Москву, на ярмарки в города Лебедянь и Тамбов, в станицы Урюпинская и Михайловская. В Землях войска Донского, Екатеринославе, Харькове, Саратове закупали крупный и мелкий рогатый скот. Часть его откармливали на плодородных землях Борисоглебского уезда, а затем продавали, другую часть скота забивали и перерабатывали на салотопнях города, а сало вывозили в Москву и Моршанск, кожу сбывали на Урюпинской и Лебедянской ярмарках. В Борисоглебске два раза в год - в июле и октябре - действовали торговые ярмарки.
Торговля способствовала развитию города. В 1806 году Александр 1 утверждает новый генеральный план Борисоглебска. Город застраивается со стороны реки Вороны строго в линию, образуя широкие улицы.

Прямоугольная застройка осталась до сих пор и выгодно отличает Борисоглебск от других городов.

Ул. Свободы - одна из главных улиц города.

В середине 19 века город стал центром хлебной торговли. Широкое развитие получило животноводство (коневодство, разведение племенного рогатого скота, тонкорунных овец, свиней). Решающим для развития города событием стало строительство в 1869-1871 гг. железной дороги Грязи - Борисоглебск - Царицын, связавшей его с промышленными центрами страны и с портами Балтийского моря. Сельскохозяйственная продукция получила выход на рынки Западной Европы. Сооружение железной дороги привело к созданию новых промышленных предприятий в городе. В 1869 г. были открыты железнодорожные мастерские для ремонта подвижного состава, ставшие впоследствии главными на Грязе - Царицынской железной дороге.
В конец 19 века в городе работало 34 фабрики и завода. Наблюдался приток банковского капитала, в городе открываются филиалы крупнейших коммерческих банков: петербургских - Волжско-Камского и Северного (Русско-Азиатского), а также Воронежского коммерческого, представительства иностранных фирм, биржа.
В 1890 году состоялось открытие постоянно действующей сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. На ней было представлено до 400 экспонатов достижения аграрного сектора. Эта выставка дала новый толчок промышленному развитию города. Значительная часть сельскохозяйственной продукции стала перерабатываться на месте.

Развивается строительство. Многие постройки сохранились до сегодняшнего дня, и достойно представляют строительные технологии и архитектуру "старого" города. Характерной чертой внешнего вида города были храмы, число которых увеличилось до 15.
Бурные события революции 1917 года и гражданской войны захлестнули и Борисоглебск. Он находился в зоне активных боевых действий Красной Армии с частями Донской Казачьей армии и Добровольческой. В 20-30-е годы Борисоглебск возрождается как агропромышленный центр. В этот период были введены в строй механический и чугунолитейный заводы, мясоконсервный комбинат, пивоваренный завод, мелькомбинат.
В предвоенные годы много было сделано для развития культуры, образования, ликвидирована неграмотность. Открыт учительский институт, техникум механизации сельского хозяйства, дорожный техникум.

МОУ Борисоглебская гимназия №1

Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны был прифронтовым городом, где шло формирование воинских частей и соединений. В городе и районе располагалось 15 эвакогоспиталей. Послевоенной пятилеткой начинается новая страница в истории Борисоглебска. Подъем производительности труда позволил превысить выпуск продукции на промышленных предприятиях на 50%.
С развитием экономики растет и хорошеет город. В 60-90-е годы большое внимание уделяется строительству объектов социальной сферы.

Мемориал борцам за установление Советской власти.
Эволюция развития ярмарок Борисоглебск сегодня
Предложения по реализации проекта Слагаемые успеха
Ожидаемый результат Информация об авторе программы
На главную страницу
Сайт создан в системе uCoz