Расположено недалеко от вокзала.
Техническое железнодорожное училище было открыто в 1878г. Правлением Общества Грязе - Царицынской
железной дороги на железнодорожных мастерских для подготовки специалистов железнодорожного
транспорта.
В 1888 г. перешло в непосредственное ведение Министерства путей сообщения.
В трехклассное училище принимались воспитанники, уже получившие начальное образование.
На первом году обучения преподавались в основном общеобразовательные предметы, но наибольшее
количество часов отводилось начальному черчению и столярному мастерству.
Во втором классе, помимо математики, изучались механика, железнодорожное дело, строительное
искусство, строительное черчение, слесарное мастерство.
В третьем классе преподавались специальные предметы - телеграфное дело, паровая механика,
технология, счетоводство.
Летом у учащихся была практика, во время которой они проводили геодезические съемка улиц
Борисоглебска, делали обмеры и чертежи зданий. Ученый-географ, академик П.П. Семенов-Тян-Шанский,
посетивший училище в 1904 г., назвал его одним из лучших в России.
С 1896 по 1917 г. начальником училища был инженер И.М. Лапшин.
В первые годы советской власти училище было преобразовано в
техникум Наркомата путей сообщения, в 1934 г. - в железнодорожную школу ФЗУ.
С 1 сентября 1933 по 25 апреля 1934 г. здесь учился
летчик-истребитель, Герой Советского Союза Владимир Алексеевич
Середин (1917-1945).
К 1900 г. училище располагало учебным корпусом с церковью, мастерскими, складами, домами-казармами
для учеников, преподавателей и служащих. Учебный корпус, вероятно, был построен в конце
80 - начале 90-х гг. 19 в.
Училищная церковь Иоанна Богослова, освященная в 1898 г., была переустроена в 1900 г. на средства
старосты Л.В. Дерибезова - крупного борисоглебского купца. В церкви, вновь
освященной 26 сентября 1900 г., был устроен отдельный вход, что позволило посещать храм служащим
и рабочим железнодорожной станции Борисоглебск.
К настоящему времени сохранился учебный корпус с церковью,
значительно перестроенной: утрачены колокольня, световой барабан
храма и полукруглый алтарь; с запада и востока пристроены двухэтажные объемы.
Учебный корпус с домовой церковью - южным, церковным фасадом обращен к железнодорожным путям,
главным, северным - к улице.
С востока и запада к главному фасаду примыкает кирпичная ограда.
Кирпичное, лицевой кладки здание вытянуто в глубь квартала.
Одноэтажный прямоугольный корпус с ризалитами на средней оси восточного и западного фасадов
соединяет два повышенных объема: северный (со стороны улицы) - прямоугольный в плане, двухэтажный,
с центральным входным ризалитом и повышенный южный объем церкви.
Фасады декорированы в духе архитектурной эклектики. Углы всех объемов охвачены рустованными
лопатками. Северный ризалит акцентирован аттиком с фигурной филенкой в центре, а восточный и
западный - фигурными фронтонами. Им вторят несколько повышенные щипцы кровли на двухэтажном
объеме и церкви.
Окна здания крупные: в церкви - арочные, в учебном корпусе - с лучковыми перемычками.
Наличники начинаются от подоконной полки в первом этаже, а во втором - от междуэтажного карниза,
поднимаясь до фриза. Над окнами - выступающие полуналичники на кронштейнах.
Наиболее выразителен северный ризалит. Арочный портал заглублен. Двустворчатые двери с
полукруглой филенкой декорированы резными филенками.
На втором этаже арка, аналогичная порталу, обрамляет большое окно над глухой кирпичной
балюстрадой.
Внутренняя планировка учебного корпуса характерна для зданий этого типа. В широкий центральный
коридор, соединяющий учебный корпус и церковь, с двух сторон обращены двери аудиторий (на
восточной и западной сторонах), а также большие рекреации (которым соответствуют боковые ризалиты),
имевшие, вероятно, выходы во двор.
Двухмаршевая лестница учебного корпуса ведет в актовый зал на втором этаже.
Церковь имела хоры, куда вела винтовая лестница. Из первоначальной отделки интерьеров сохранились
лишь полы центрального коридора с геометрическим орнаментом из цветной метлахской плитки.
В здании - учебные помещения ПТУ № 9.