Железная дорога Грязи - Борисоглебск - Царицын, построенная в 1869-71 гг., ограничила историческую
часть города с юга. Вдоль железнодорожного полотна с запада на восток тянется ул.Первомайская
(бывшая Хоперская), на которой находится большинство памятников истории и архитектуры.
Ряд зданий, относящихся к железной дороге, находится на ул.Гагарина (Поворинской) и участках
ул.Сенной, Победы (Дровяной) и Юбилейной (Базарной), берущих начало от ул.Первомайской.
Застройка привокзальной части города, относящаяся к последней четверти 19 - началу 20 в.,
несколько отличается от застройки городского центра.
Проживали здесь в основном рабочие и чиновники, процент купеческого сословия был невелик.
Ведущим принципом градостроения и архитектурной организации района было четкое выделение
промышленной зоны (с востока и юга от вокзала), общественно-бытовой (с запада) и жилой (с севера).
Ядро застройки - это привокзальная площадь с самым крупным в области зданием вокзала.
К востоку от площади размещались конторы железнодорожной станции и две пятиэтажные паровые
мельницы (сохранился остов одной из них).
К западу по ул.Первомайской располагаются здания медицинских железнодорожных служб,
железнодорожной бани, железнодорожного училища с церковью Иоанна Богослова, служившей приходским
храмом, а также рабочие казармы.
На северной стороне улицы и площади размещались лавки, магазины и небольшие жилые дома.
На ул.Гагарина сохранились корпуса железнодорожной больницы.
Почти все перечисленные сооружения (кроме больничных корпусов) кирпичные, в один или два этажа,
с более скромными, чем в центральной части города, фасадами.