Церковь Знамения

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ

ул. 40 лет Октября

Расположена в привокзальной части города недалеко от железной дороги, участок обнесен оградой. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Построено в 1869 г. на средства прихожан. Имеет три престола: главный - Знамения Божьей Матери и придельные - Усекновения главы Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божьей Матери.
Здание в формах эклектики с элементами русского стиля, композиция объемов близка барокко конца 18 в. Повышенный трансепт с треугольными фронтонами дополнен с востока тремя полукруглыми апсидами, из которых средняя больше боковых, а с запада - трапезной, более узкой, чем трансепт. Над ядром храма возведен высокий световой восьмерик с широкими гранями по сторонам света, завершенный пологим шатром с луковичной главкой. Стройная трехъярусная колокольня примыкает к трапез ной с запада. Ее первый ярус - четверик с узкими боковыми объемами - повышен аттиковой надстройкой. На четверике второго яруса стоит восьмерик с узкими диагональными гранями. Завершает колокольню высокий шатер с главкой.
В декоративных композициях фасадов использован ордер, мотивы русского стиля и элементы барокко. Углы объемов нижнего яруса церкви выделены лопатками, а ребра ярусов колокольни и светового барабана - трехчетвертными колоннами. Нижний ярус церкви опоясывают раскрепованные полки: подоконная и фризовая. Участки стен между этими полками на западном фасаде декорированы аркатурой с узкими просветами между лизенами. Проемы церкви высокие, арочные, в профилированных наличниках, с архивольтами и ушами. Окна барабана храма сдвоены в каждой фасадной грани и объединены общим архивольтом. Проемы звона колокольни обрамлены двойными полуколоннами на общих граненых базах с широкими архивольтами. Грани барабана храма и верхнего яруса колокольни завершены килевидными кокошниками. Аттиковый ярус колокольни по центральным осям имеет подвышение в виде полукружия между плечиками. В этих элементах помещены круглые ниши с иконами, включенные в рамки с ушами, с архивольтом, завершенным лепным херувимом на фоне лучей. В декоративной отделке широко использованы филенки, поребрик и т.д. Наружные двери - металлические, двустворчатые с ампирными мотивами в рельефном декоративном убранстве.
Внутри широкий восьмерик храма завершен повышенным восьмилотковым сводом, притворы перекрыты крестовыми сводами, апсиды - конхами. Трапезная расчленена на девять ячеек четырьмя кресчатыми в плане столбами. Центральная и угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами, средние ячейки боковых нефов и крайние центрального нефа имеют коробовые своды. Интерьеры полностью сохранились. Настенная роспись выполнена маслом (20 в.). Резной золоченый иконостас и киоты икон выдержаны в духе барокко и отличаются высоким уровнем исполнения. Иконы - провинциального письма конца 19 - начала 20 в.
Ограда церкви имеет высокий кирпичный оштукатуренный цоколь с филенками, на котором возвышается металлическая решетка с типичным рисунком: стойки-пики, фриз с кольцами и спиральные заполнения. С запада в ограде по главной оси церкви устроены ворота с калитками по сторонам. Вертикальными опорами служат фигурные чугунные столбы со сферическими колпаками. Между ними над калитками перекинуты металлические декорированные арки, а пологая арочная перемычка над воротами украшена сверху кованым элементом, переходящим в небольшой шпиль с крестом. Полотнища калиток идентичны звеньям ограды. Ворота двустворчатые. Вертикальные стойки вверху и внизу соединены фризом с кольцами, а посередине - оригинальным стилизованным растительным орнаментом.
Церковь действующая.
Вперед Назад Содержание

Сайт создан в системе uCoz