Выполняя ленинский завет о том, что «всякая революция лишь тогда чего-
нибудь стоит, если она умеет защищаться», продолжая и приумножая чкаловские
традиции, воспитанники Борисоглебского училища вносили и вносят достойный
вклад в дело укрепления обороноспособности Советского государства, вписали
много ярких страниц в историю Советских Военно-Воздушных Сил, устанавливали
мировые рекорды скорости, высоты и дальности полета, одерживали победы в
воздухе над врагами нашей Родины.
За шестьдесят лет своего существования Борисоглебскос высшее военное
авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков имени В.П.Чкалова.
Дало стране несколько тысяч летчиков, многие из которых выросли в выдающихся
деятелей авиации. Они командовали авиационными соединениями, объединениями,
ВВС армий, фронтов и ВВС страны. Только в одной воздушной армии в годы
Великой Отечественной войны командирами дивизий были выпускники Борисоглебского
училища Герои Советского Союза генералы А.Н.Витрук, И.М.Дзуров, Г.Е.Ерлыкин,
А.В.Утин, А.Б.Юмашев и генералы И.И.Иванов, Г.О.Комаров, К.Д.Орлов.
Питомцы училища отличились, выполняя свой интернациональный долг во время
сражений в республиканской Испании и Китае, где советские
летчики-добровольцы защищали своих братьев по классу, в боях против японских
империалистов у озера Хасан и реки Халхин-Гол, в войне с белофиннами.
Неувядаемой славой покрыли себя, став тогда Героями Советского Союза,
В.И.Артамонов, А.С.Благовещенский, Н.С.Герасимов, А.И.Гусев,
Е.Е.Ерлыкин, К.И.Колесников, А.П.Асадчий, П.И.Пумпур, А.П.Пьянков,
Е.С.Птухин, П.В.Рычагов, Н.Г.Серебряков, Е.Н.Степанов, М.А.Федосеев,
В.С.Хользунов, Э.Г.Шахт и другие.
Отвагу и воинское мастерство в воздушных боях в Испании проявил
П.В.Рычагов. В одном из воздушных боев П. В. Рычагов оказался один против
семи фашистских самолетов, но не растерялся. Маневрируя между ними, он сам
атаковал их, сбил два вражеских самолета, а когда его самолет был подбит,
благополучно приземлился на парашюте.
Благодарные испанцы, наблюдавшие воздушный бой, подхватили летчика на
руки и с криками «Вива Русия!» понесли его в госпиталь. Еще до отъезда в
Испанию П.В.Рычагов проявлял бесстрашие и высокое летное мастерство.
В одном из полетов на самолете У-2, на котором он летел, оборвалось
крепление лыжи и она повисла вертикально. Рычагов отдал управление самолетом
товарищу, сидевшему в задней кабине, сам вылез на плоскость, установил лыжу
в горизонтальном положении и держал ее до тех пор, пока самолет не произвел
посадку. Риск был большой, ведь на самолете У-2 летали тогда без парашютов.
За этот подвиг П. В. Рычагов был награжден орденом Ленина.
Немало побед одержали в Испании летчики эскадрильи, которой командовал
выпускник Борисоглебской школы летчиков Евгений Николаевич Степанов.
Группа из 5 истребителей И-15 под командованием Степанова 24 октября 1937
года геройски вела бой с 37 фашистскими истребителями. Превосходство
морального духа и высокое летное мастерство советских летчиков заставило
фашистов отступить, не дало им возможности безнаказанно штурмовать
республиканский город Барселону.
Патрулируя ночью над Барселоной, Степанов атаковал фашистский
бомбардировщик «Савойя-Маркетти 81».
На «Савойе» загорелось правое крыло, но самолет, отстреливаясь,
продолжал лететь к Барселоне.
Степанов вновь и вновь атакует вражеского пилота, но он
все продолжает лететь, неся смертоносный груз. Еще несколько минут и на город
Барселону посыпятся бомбы. Тогда отважный советский летчик пошел на таран.
«Савойя», потеряв управление, врезался в землю недалеко от Барселоны.
Это был первый ночной таран в истории авиации. Вскоре Степанов заметил
второй фашистский бомбардировщик и атаковал его. Фашист, стреляя из всех
пулеметов, стал уходить в сторону моря. Преследуя, грамотно атакуя
противника, Степанов сбил фашистского стервятника. Таким образом, за одну
ночь Евгений Николаевич Степанов сбил два вражеских бомбардировщика.
Не раз одерживали победу советские летчики под командованием Алексея
Сергеевича Благовещенского в небе Китая, выполняя интернациональный долг,
защищая китайский народ от японских самураев.
В одном из воздушных боев советские летчики вступили в неравный бой с
большим количеством японских бомбардировщиков, прикрываемых более чем 100
истребителями.
В этом бою советские летчики сбили 36 японских самолетов, потеряв своих
только 2. А.С.Благовещенский в небе Китая сбил лично 9 самолетов.
За храбрость и умелое руководство воздушными операциями ему было присвоено
звание Героя Советского Союза.
Продолжая чкаловские традиции, выпускники училища проявляли высокое
боевое мастерство, массовый героизм в годы Великой Отечественной войны.
Например, полк под командованием П.Н.Новицкого заслужил наименование
гвардейского, пятеро летчиков этого полка получили звания Героя Советского
Союза.
Под Москвой совершил свой подвиг комсомолец Виктор Талалихин, который в
ночном бою тараном уничтожил фашистского пирата. Это был первый ночной
таран в годы Великой Отечественной войны.
Участником разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой был и
Василий Александрович Зайцев. Он установил своеобразный рекорд: за три дня
полетов провел три воздушных боя и в каждом бою сбил по три вражеских
самолета. Три воздушных боя — 9 сбитых самолетов. В этом проявились высокая
летная выучка и боевое мастерство В.А.Зайцева. В одном из воздушных боев в
декабре 1941 года пятерка советских истребителей, ведомая В.А.Зайцевым,
смело атаковала группу вражеских самолетов, рвавшихся к Москве, сбив 11 из
них.
Человеком из балтийской легенды называли в годы Великой Отечественной
войны коммуниста Леонида Георгиевича Белоусова. Еще до войны он обгорел,
ему сделали две пластические операции, дважды списывали с летной работы по
инвалидности, но он продолжал летать.
В начале Великой Отечественной воины Л.Г.Белоусов остался без обеих ног.
Проявив мужество, отвагу, он продолжал летать, громить фашистов под
Ленинградом. 11 апреля 1957 года газета «Правда» писала о нем:
«Советские люди преклоняются перед героическими подвигами этого человека.
Пусть же слава о нем послужит вдохновляющим примером для всех молодых людей
нашей Родины».
Более 40 летчиков-борисоглебцев совершили воздушные тараны,
а более 30 героев повторили подвиг капитана Гастелло. Многие из них
удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе: Александр Авдеев,
Михаил Борисов, Павел Гражданинов, Дмитрий Зайцев, Виктор Каштанкин,
Митрофан Краснолуцкий, Александр Лукьянов, Павел Пологов, Алексей Рогов,
Владимир Середин, Николай Часнык.
Огненный таран совершил 18 февраля 1942 года под Харьковом командир
звена Василий Дмитриевич Служеникин.
Шестерка самолетов, ведомая им, вылетела с задачей нанести удар с
воздуха по вражескому аэродрому. Советские летчики спикировали на самолеты,
стоящие на летном поле, сбросили на них бомбы и обстреляли из пушек и
пулеметов. Немецкие зенитки открыли ураганный заградительный огонь.
Командир группы дал сигнал к повторной атаке и перевел свой самолет в
пике. От прямого попадания снаряда загорелись бензобаки самолета Служеникина.
Сбить пламя летчику не удалось, а до своего аэродрома не дотянуть.
Служеникин решил подороже отдать свою жизнь и горящим самолетом нанести
врагу наибольший ущерб. Василий Дмитриевич, сделав «горку», направил
пылающий самолет па скопление вражеских бомбардировщиков. Один за другим
раздались мощные взрывы. Несколько гигантских костров взметнулось в небо,
превратив фишистские самолеты в груду обломков. Отважный советский летчик
погиб, до конца выполнив свой воинский долг.
Храбрость и стойкость, решительность и волю к победе, беспредельную
преданность Родине проявили в годы войны дважды Герои Советского Союза
А.В.Алелюхин, сбивший 40 вражеских самолетов, В.А.Зайцев — 36,
П.М.Камозин— 35, А.К.Рязанов — 32 самолета.
Гордостью училища стали герои-командармы С.К.Горюнов, Е.М.Николаенко,
П.Ф.Папивин, герой двух народов — Советского Союза и Югославии- А.Н.Витрук,
командир дивизии особого назначения генерал В.Г.Грачев.
За мужество, героизм и отвагу 262 воспитанника училища удостоены звания
Героя Советского Союза, а 12 из них— дважды.
В послевоенные годы появились всепогодные реактивные самолеты, летающие
на высотах и скоростях, еще недавно считавшихся фантастическими. Путевку в
небо многим таким самолетам дали выпускники училища. Так, летчики Герои
Советского Союза О.В.Гудков и Э.В.Елян испытали самый скоростной самолет
ТУ-144. Испытывая гражданские самолеты, более 30 мировых рекордов установил
И.М.Сухомлин. Десятки современных самолетов испытали питомцы нашего училища
А.С.Благовещенский, Ф.И.Бурцев, А.К.Долгов, А.И.Казаков, Г.А.Серов,
М.С.Твеленев и другие. Все они Герои Советского Союза.
Все знают, что сила, могущество и непобедимость нашей Родины не только в
совершенстве новой техники, но и в преемственности бессмертных боевых и
трудовых традиций.
Поэтому в училище большое внимание уделяется воспитанию у курсантов и
всего личного состава коммунистического мировоззрения, идейной убежденности,
советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Часто проводятся
встречи молодежи с ветеранами, с Героями Советского Союза.
Курсанты, летчики, весь личный состав берут в наследство от
выпускников-героев лучшие традиции и приумножают их.
«Ваши боевые и трудовые традиции, оставленные нам в наследство,
мы сохраним и приумножим. Боевые знамена, пропахшие порохом и политые
вашей кровью, мы понесем высоко», — сказано в обращении личного состава
училища к ветеранам на встрече с ними в 1978 году.
Воины училища с гордостью носят имя чкаловцев. Своими ратными делами
приумножают славные боевые традиции старшего поколения выпускников,
в мирных буднях демонстрируют образцы самоотверженности и мужества.
В ноябре 1962 года совершил подвиг выпускник послевоенных лет Иван
Куницын. Летая на Севере, он вынужден был катапультироваться в холодное
Баренцево море. Проявил мужество, огромную силу воли, трое суток без пищи в
ледяной воде боролся со стихией. Коммунист Иван Куницын доказал, что в
борьбе со стихией волевой, сильный духом человек непобедим.
Так поступают борисоглебцы-чкаловцы, воспитанные на традициях старших.