ЛЕС НА ХОЛМАХ

 Дорога идет по живописной местности — Через Теллермановскую рощу. На бесчисленных поворотах паровоз даст короткие гудки. С обеих сторон — на склонах и вершинах высоких холмов и в глубоких низинах пышными, нарядными ярусами раскинулась буйная зелень деревьев У железнодорожного моста через року Ворону поезд выходит из лесного массива и, пробежав около двух километров, останавливается в Борисоглебске,

Величавой лесной каймой окружен город с запада, северо-запада и севера. Под Борисоглебском лес стоит на правом берегу реки Вороны и на обоих берегах Хопра, протекающего вблизи города на расстоянии четырех-пяти километров. От западной окраины горо­да до леса всего лишь 700 — 800 метров.

В Сталинском плане преобразования природы записано специальным пунктом о необходимости сохранения цепного Борисоглебского лесного массива. Этот массив тянется по восточной окраине Воронежской области с юга на север примерно на 110 километров. Борисоглебский лесной массив, расположенный на границе степи и лесостепи, служит естественной   защитной  полосой. Горячие сухие ветры из раскаленных пустынь Средней Азии, наталкиваясь на эту естественную преграду, теряют свою силу. Поднимаясь выше лесного массива и проходя над ним, остатки суховеев увлажняются и ослабляются. Лес спасает сотни тысяч гектаров посевов на плодородной, земле черноземной полосы.

Южная часть Борисоглебского лесного мас­сива находится в ведении Новохоперского лесхоза, а юго-восточную часть его составляет Хоперский государственный заповедник. Теллермановская роща, являясь обширной частью всего Борисоглебского Лесного массива, начинается от северной границы Хоперского заповедника и, простираясь дальше на север, занимает площадь почти в 42 000 гектаров. Роща имеет вид многоугольника, вытянутого с северо-востока на юго-запад на протяжении 60 километров, а в направлении с запада на восток в наиболее широкой своей части лес тянется на 16 километров. Теллермановский лес расположен на территории Грибановского и Верхне-Карачанского районов, а также Борисоглебской пригородной зоны.    

Полагают, что вся островная дубрава, то есть весь Борисоглебский лесной массив, представляет собой остатки некогда громадных первобытных лесов, уцелевших при уничтожении огнем; что отмечено в летописи: «По указу государеву в октябре 1571 года князь Воротынский с товарищи приговорили жечь степь». Около полутора веков на огромном пространстве от верховьев реки Вороны до Днепра и Дона лес беспощадно истреблялся. Это существенным образом  повлияло на изменение климата черноземной полосы. Воронежский юбилейный сборник, изданный в 1886 году в связи с 300-летием г. Воронежа, отмечает; «Исчезнувшие вековые леса, оказывавшие столь громадное влияние на термические свойства почвы края, служили вместе с тем преградою вторжениям неблагоприятных для органической жизни ветров, преимущественно восточного — суховея. С исчезновением же громадных лесов ему открылся свободный доступ в страну, дотоле малодоступную, вследствие чего климат стал быстро изменяться к худшему».

В допетровские времена Теллермановский дубовый лес под городом Борисоглебском получил название «Золотое дно». Он давал превосходную древесину для жилых домов и усадебных построек для колесных станов и ободьев, полозьев, бочек и кадушек. Животный мир леса служил объектом охоты, а многочисленные виды трав, грибов и ягодных кустарников использовались как лекарственные и пищевые продукты., Борисоглебская дубовая роща входила в состав земель казачьего владения Донской области, но при Петре I была отобрана в казну и обращена в состав так называемых корабельных лесов.

Густой и высокий корабельный лес на бе­регу реки Вороны привлек внимание Петра I. Задумав покорить Азов, Петр принял решение построить флот, с которым можно было бы двинуться к турецкой крепости. О флоте Петр говорил: «Всякий потентат (облеченный властью) , который только сухопутные войска имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

В Воронеже, Козлове, Борисоглебске и других местах начались спешные работы по изготовлению к весне 1696 года множества стругов — невысоких судов без палубы, предназначавшихся для перевозки тяжелых предметов, продовольствия и разных грузов. Было предписано изготовить 1 300 стругов. Каждый из них должен был иметь длину от 12 до 17 саженей и ширину от 1,5 до 3,25 сажени. Кроме того, приказано было сделать 300 лодок и 100 плотов, не считая других вспомогательных плавучих средств.

В Борисоглебске была учреждена одна из верфей, на которой сооружался Азовский флот. Стройные вековые дубы вырубались и разделывались на материал для постройки судов. Следил за работами по сооружению флота в Борисоглебске главный помощник Петра — учитель геометрии и фортификации голландец Франц Тиммерман. Одновременно он выполнял множество других обязанностей — был казначеем - расходчиком, ведал наймом - плотников и других работников. Под его наблюдением велась заготовка материалов — пеньки, смолы, железа, снастей. Тиммерман обладал большими полномочиями и недюжинными организаторскими способностями, благодаря чему строительство барж и вспомогательных судов шло полным ходом. К половодью баржи и суда стояли уже готовыми, их грузили продовольствием для войск и отправляли вниз по Хопру на Дон.

С XII до конца XVII века наш край подвергался частым набегам монголо-татарских орд. В то время населенных пунктов было сравнительно мало, и пришлые орды, двигаясь по местности, ориентировались По лесам, рекам, холмам, давая им свои названия: Иногда эти названия переходили к русской сторожевой охране, стоявшей на южной окраине Московского государства.

В конце XVIII века часть Теллермановской рощи была подарена  императором Павлом I графу Кушелеву-Безбородка. В течение всего последующего столетия эта часть рощи именовалась «Павлодарской», хотя к концу столетия она уже принадлежала купцам Хренниковым, купившим ее за бесценок у промотавших состояние потомков графа.

К началу текущего» столетия к Теллермановской роще примыкали казенные леса Васильевского лесничества, Новохоперского уезда, а также Карачано-Васильевская и Хоперская лесные дачи. Из частновладельческих лесных дач с рощей граничили на северо-востоке дача купцов Хренниковых и монастырский лес, с юга, за рекой Хопром, — помещичьи лесные дачи Аршеневских и с юго-запада — дачи купца Клочкова и помещика Парфенова.

Купцы и лесопромышленники хищнически истребляли леса. В 1840 году в Борисоглебске начался сплав барок с хлебом и лесом. Барки имели от 40 до 50 аршин в длину, от 12 до 15 аршин в ширину и oт 3 до 4 аршин в высоту. Каждая из них поднимала от 15 до 20 тысяч пудов. Барки со строевым лесом, бондарными материалами и дровами направлялись из Борисоглебска по рекам Ворона — Хопер — Дон к Ростову и Таганрогу.

В течение XVIII и первой половины XIX века дуб из корабельной рощи шел на постройку Черноморского парусного военного флота, на оборудование артиллерии и постройку портов.

В 1869 году через Теллермановский лес была проложена железная дорога Грязи — Борисоглебск. Полотно дороги заняло здесь около 81,4 десятины, т. е. 88,9 гектара земли. По­стройка железной дороги способствовала усилению вывоза и сбыта леса из Теллермановской рощи. До 1879 года отопление паровозов на Грязе - Царицынской дороге производилось дровами, и только с 1879 года дорога перешла на каменноугольное топливо, а с 1886 года — на нефть. 

Лесничий Г.А.Корнаковский в своей работе «План хозяйства и общее описание Теллермановской рощи» отмечает, что правильное лесосечное хозяйство стало применяться в роще лишь с 1867 года. До этого времени лесопромышленники успели отправить на рынки лучшую: часть лесного материала. В течение двадцати лет, с 1850 по 1870 год, были вырублены и отправлены на отдаленные рынки последние остатки корабельного леса. В последующие годы, с 1876 по 1890 включительно, в связи с развитием железнодорожной сети и увеличением спроса на древесину, в рубку поступили лучшие насаждения рощи. Особенно большой спрос был на брусья для строительства вагонов. Брусья направлялись в Коломну, Москву, Козлов, Ростов и Воронеж.

В частновладельческих дачах в 1885 году усилилась рубка лесного массива. Купцы и помещики, владельцы этих дач, были напуганы слухами об издании лесоохранительного закона и поспешили произвести самые варварские рубки, чтобы иметь товарный лес. На крупных лесных дворах вырабатывались на большие суммы телеги, сани, дуги, тарантасы, столы, сундуки, бочки и кадки, хомутовые клещи, разного рода корзины. Немалое количество ценной древесины шло на дрова или перерабатывалось на древесный уголь. Большие паровые мельницы Борисоглебска и семь его маслобойных заводов работали исключительно на дровах.                                              

В хищническом истреблении леса приняли участие и ловкие дельцы из-за границы. С 1901 года французский подданный некто Перрэн закупал дубовую древесину у Борисоглебских лесопромышленников. Она шла на бочки для французских вин.                          

Высокое качество теллермановского дуба было хорошо известно в течение всего XIX века и в начале XX века во Франции, Англии и Германии, В 1900 году теллермановский дуб на всемирной выставке в Париже получил од­ну высших оценок.

 Теллермановский лесной массив Давал экспортный Материал высших качеств, и поэтому иностранные экспортеры были частыми посетителями этого леса вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.   

                                                                                                На главную

 

 

Сайт создан в системе uCoz